День памяти Н.Е. Врангель
Барон Врангель Николай Егорович (1847–1923), известен нам как автор книги «Воспоминания: от крепостного права до большевиков» и как отец двух сыновей… Он был крупным финансистом, другом министра финансов С. Ю. Витте, входившего в сферу влияния Ротшильдов…
Николай Егорович Врангель, был человеком неординарным. Учился в Швейцарии, затем в Берлинском университете, получил степень доктора философии в области политэкономии, был юнкером, мировым судьей, чиновником, предпринимателем, интересы которого распространились и на Баку (в частности, председателем правлений Амгунской золотопромышленной компании, Российского золотопромышленного общества, Биби-Эйбатского нефтяного общества, Товарищества спиртоочистых заводов, членом правления акционерного общества "Сименс и Гальске"), крупнейшим коллекционером антиквариата и живописи, автором нескольких пьес.
Барон Николай Егорович Врангель родился 6 июля 1847 года в фамильном имении Лапцы под Петербургом. Его отец, Егор Ермолаевич Врангель (1803–1868), действительный статский советник, руководитель дворянства Ямбургского уезда. Николай Врангель был самым младшим (седьмым) ребенком в семье и почти не помнил матери – баронесса Дарья Александровна (Врангель) 26.06.1807—27.08.1851, рождённая (Рауш фон Траубенберг) умерла, когда ему едва исполнилось четыре года.
"Судя по портрету, – писал Николай Егорович в своих мемуарах, – это была женщина редкой красоты, а по отзывам лиц, ее близко знавших, ангел доброты и кротости".
Из архивных материалов рода Врангелей, в одном из известных ныне писем Ольги Сергеевны Пушкиной рассказывается о встрече в 1821 году с троюродной кузиной Дашенькой: "Она тогда была прелестная: хорошенькая, наверное, не больше 16 лет, но очаровательная и умница".
Студенческие годы Н. Е. Врангеля прошли в Германии, в Женеве, где в 1868 году он получил степень доктора философии Геттингенского университета.
Закончив в 1868 году Гёттингенский университет, он вернулся в Россию, где, благодаря дворянским связям, занимал должности чиновника по особым поручениям (без определённых обязанностей) в Литве и Польше. Разочаровавшись в антипольской деятельности местных чиновников, Врангель уволился. Там он решил в далеко не юном возрасте начать военную карьеру, что отвечало семейным традициям. После 6 месяцев службы в Конном полку Николай должен был получить офицерское звание, но в это время произошли изменения в статусе юнкеров, что низводило их до ранга вольноопределяющихся, и вынуждало дворян с европейским образованием ждать офицерского звания 2 года. Это заставило Врангеля уволиться с военной службы.
Возвратившись в Россию, барон Николай Егорович не сразу нашел свое призвание – три года был чиновником в Калише и Вильно, некоторое время служил в лейб-гвардии Конном полку, играл на бирже, подумывал о карьере дипломата. В ту пору у Николая Егоровича Врангеля, получившего по наследству часть отцовского собрания предметов искусства, и обнаружилась склонность к собирательству.
Он упоминает в своих мемуарах о том, что во время службы в гвардейском полку ему показал "драгоценную старинную безделушку" великий князь Николай Константинович. Заинтересовавшись стариной, барон попробовал себя и в словесности – две драмы из эпохи Смутного времени "Петр Федорович Басманов" и "Марина Мнишек" были изданы в 1886 году.
Впрочем, к тому времени главный выбор Николай Егорович уже сделал – в меру своих сил содействовать промышленному развитию России. Устройство барона в Русское общество пароходства и торговли (РОПИТ) не обошлось без совета и содействия близкого друга семьи Врангелей генерал-адъютанта (адмирала) Николай Матвеевича Чихачева, возглавлявшего Общество, которое осуществляло пароходное сообщение между черноморскими и заграничными портами.
В июле 1877 года в Одессе Николай Егорович женился на Марии Дмитриевне Дементьевой-Майковой. Через год появился на свет их первый сын Пётр, в 1880 году - Николай. Третий сын Всеволод родился в 1884 г. в Ростове-на-Дону.
В Ростове Николай Егорович, возглавляя страховое общество "Эквитэбль", служил и "по обществу" – гласный городской Думы, член правления Общества спасания на водах, председатель правления Южнорусского общества любителей правильной охоты.
С конца 90-х годов (после смерти Всеволода) семейство Врангелей проживало в Петербурге. Барон Николай Врангель довольно быстро стал "своим" в финансовых кругах северной столицы, чему в немалой степени способствовало его давнее знакомство (по службе в РОПИТе) с С. Ю. Витте. Следует отметить, что граф, Витте Серге́й Юльевич — русский государственный и политический деятель. Министр путей сообщения, министр финансов, председатель Комитета министров, председатель Совета министров. Действительный тайный советник, член Государственного совета.
Преуспевающий делец находил также время и для посещений букинистов и антикварных лавок, заглядывал на аукционы и, разумеется, на знаменитый Александровский рынок.
"Длинный, с моноклем – Врангель-отец, вечно копающийся в старом хламе в поисках жемчужин" – этюд из мемуарной коллекции М. Добужинского.
Словесный портрет Николая Егоровича сохранился в мемуарах Александра Бенуа: "Это был высокого роста господин с крупными чертами лица, с едва начинавшей седеть бородой, недостаточно скрывавшей его некрасивый рот. Мясистые губы его сразу же бросались в глаза своим сероватым цветом и сразу выдавали арабское или негритянское происхождение".
Между тем увлечение Николая Егоровича стало делом жизни его младшего сына – Николая Николаевича Врангеля. П. Вейнер, близко знавший Николая Николаевича, служащего Императорского Эрмитажа, не без оснований считал, что к "искусству его с ранних лет приохотил отец, постоянно интересовавшийся стариной и лично собравший хорошее собрание миниатюр". Николай Николаевич известен как постоянный сотрудник и член редакционного комитета журнала "Старые годы", соредактор журнала "Аполлон", один из создателей Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, организатор многочисленных выставок.
Николай Николаевич Врангель в годы первой мировой войны ушел на фронт добровольцем, став уполномоченным одного из санитарных поездов, вывозил раненых из районов боевых действий. В середине июня 1915 года из Варшавы пришла телеграмма о его кончине.
Старший сын Николая Егоровича – Петр Николаевич Врангель, известен как активный участник Белого движения, носил прозвище чёрный барон за свою (с сентября 1918 года) традиционную повседневную форму одежды — чёрную казачью черкеску с газырями.
Окончил Ростовское реальное училище (1896) и Горный институт в Санкт-Петербурге (1901). Поступил вольноопределяющимся в лейб-гвардии Конный полк 1901, в 1902 произведён в офицеры (корнет гвардии). В августе 1914 года ротмистр лейб-гвардии Конного полка барон Петр Врангель блестяще проявил себя в конной атаке под Каушеном (Восточная Пруссия), захватив неприятельские орудия. Потомок А. П. Ганнибала был награжден орденом св. Георгия. С августа 1918 г. в Добровольческой армии, в январе 1919 г. непродолжительно командующий Добрармией, с января 1919 командующий Кавказской армией. С апреля 1920 г. главнокомандующий Вооружёнными силами Юга России в Крыму. С ноября 1920 в эмиграции. Создал Русский Обще-Воинский Союз (РОВС) (1924), объединивший большинство участников Белого движения в эмиграции. Скоропостижно скончался в Брюсселе после неожиданной болезни в 1928 году. Есть основания полагать, что в его смерти подозревали брата его дворецкого, который скрылся незадолго до его смерти. Похоронен П. Н. Врангель в Белграде.
С родовым усадебным миром связана и трагедия, пережитая семьей Врангелей в 1918 г. В феврале 1918 года в своем имении были убиты племянники Николая Егоровича, барон Георгий Михайлович Врангель и барон Михаил Михайлович Врангель.
Про смерть Михаила Михайловича в Терпилицах известно мало.
Георгий Михайлович был зверски убит в собственном доме на глазах старухи матери (Шарлотта Павловна Врангель, урожденная Корф, умерла в 1919 году в Петрограде от голода), жены Марианны Львовны, урожденной княжны Голицыной, и четырех детей.
Вдова барона чудом спаслась с четырьмя малолетними детьми от озверевших бандитов, рассказывала о погроме, который был устроен в доме: "Висевшим по стенам изображениям предков зачем-то повыкололи глаза. Разбивали в мелкие куски севрский фарфор. Прекрасную мебель XVII столетия превращали прикладами ружей в щепы. Рояль разбили вдребезги". Сын Юрий в результате этого потерял рассудок и скончался несколько месяцев спустя.
Баронессе Марианне Львовне удалось уехать за границу, оставив детей на русскую няню. Воссоединились они уже в 1920-х годах. Младший из спасшихся детей – Борис Георгиевич Врангель, 1917 года рождения был членом Национально-Трудового Союза Нового Поколения. В 1942 или 1943 году он пробрался на оккупированную немцами территорию СССР, легализовался и стал работать в небезызвестной Псковской Православной миссии. Был и антисоветчиком, и антифашистом. После отступления немецких войск оказался в Латвии, где и был арестован СМЕРШем. Получил 20 лет каторги и 5 лет ссылки. Добиться досрочного освобождения ему, носящему фамилию Врангель, не удалось. В 1990-е годы (до своей смерти) он был членом петербургской группы НТС.
В 1924 г., в Берлине были изданы мемуары барона Николая Егоровича Врангеля – "Воспоминания (От крепостного права до большевиков)", в которых, в частности, приводятся воспоминания о «детском рае» – усадьбе Терпилицы и той роли, которую она играла в жизни ее обитателей.