Очерк из жизни барона Е. Е. фон Врангель. "Уральские длинношерстные кошки"
Очерк из жизни барона Е. Е. фон Врангель. Одомашнивание «Уральских длинношерстных кошек»
В годы царствования, победителя войн Великого и уникального реформатора российского государства и общественного уклада Российской Империи Петра I «Великого» на территории так называемой (Ингерманландии), а также началом строительства Санкт-Петербурга, и с развитием прилагающих к нему земель в XVIII–XIX веках и начала XX века на территориях Санкт-Петербургской губернии проживали представители уникального русского рода «Врангелей. Во времена этой исторической эпохи - на территории (Ингерманландии), ныне Ленинградская область и г. Санкт-Петербург, прилегающих по соседству с юго-западными регионами - Прибалтийских земель (Эстляндии, ныне Эстония, Лифляндии, ныне Латвия, Курляндии, ныне Литва) во времена исторических событий «Северной войны» (1701–1721 гг.), присягнувшие Петру I «Великому» представители рода «Врангелей», на этой исторической территории Российской Империи вели оседлый образ жизни, имели в собственности известные по тем временам - землевладения и имения.
По своему географическому укладу, некоторые Имения находились на территории Санкт-Петербургской губернии, Ямбургского уезда, ныне Волосовского района, Ленинградской области. Со времён Петра I «Великого» представители рода «Врангелей» в той исторической Российской Империи принимали самое активное участие в развитии российской государственности. К середине XIX века в д. Торосово, близким другом семьи барона Е. Е. фон Врангеля, по сути своей уникальным архитектором тех времён Н. Л. Бенуа, в стиле «Английской готики» в «Торосово» была заложена Усадьба «Врангелей». Предводитель дворянства Ямбургского уезда, действительный статский советник, барон Егор Ермолаевич фон Врангель, женатый на Дарье Александровне фон Траубенберг (Врангель), кузине А. С. Пушкина, правнучке А. П. Ганнибал являющимся крестником, личным секретарём и камердинером Петра I «Великого», был большим любителем по разведению и одомашниванию кошек. Надо сказать, что род «Врангелей» в те исторические времена занимался абсолютно изысканным делом, разведением Экзотического товара, «Уральских длинношерстных кошек».
Следует отметить, что в тот исторический период «христианской эпохи», действительно единственное животное, которой не запрещалось находиться и жить в Православном Храме – это были кошки. Им было дозволено быть охранниками, «служить» в монастырях, охранять от грызунов амбары, картинные галереи. Надо сказать, что барон Егор Ермолаевич фон Врангель, будучи занимающимся землевладением, имел отменный вкус и пристрастие к домашним животным, в частности к лошадям и другим видам домашних животных, имея в собственности разной разновидности более 200 скакунов и других видов домашних животных. Кроме того, его увлекало слияние своих коммерческих и предводительских дел в регионах Урала. Из каждой такой поездки по возвращению домой в Санкт-Петербург, барон Е. Е. фон Врангель привозил с Урала для одомашнивания «Уральских длинношерстных кошек». Из некоторых архивных воспоминаний, и из самих мемуаров барона Е. Е. фон Врангеля выяснилось, как «Уральские длинношерстные кошки» появились в домах и имениях рода баронов «Врангелей» стали «служить» им, «преобразовались в их покровителей», а также в домах их крестьян и даже на городских рынках Санкт-Петербурга.
История появления кошек на Руси, известна уникальными истерическими воспоминаниями. Ещё сын царя Алексея Михайловича, Пётр I «Великий» считал котов животными, которые могут приносить пользу. В одном из своих «Указов» он повелел «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». Любимого кота Петра I «Великого» звали Василием. Царь взял его в 1724 году из дома голландского купца, который торговал на Вологде, — Петр I «Великий» часто бывал у него в гостях.
Надо сказать, что кошачью кампанию против вредителей продолжила дочь Петра I «Великого» императрица Елизавета Петровна. В 1745 году государыня приказала прислать специально для Зимнего дворца 30 кладеных (кастрированных) котов-крысоловов. Котов привезли из Казани: считалось, что казанские коты — искусные охотники на грызунов. «…Сыскав в Казани здешних пород кладеных самых лучших и больших тридцать котов, удобных к ловлению мышей, прислать в С.-Петербург ко двору ея императорскаго величества… <…> И ежели кто имеет у себя таковых кладеных котов, оных бы для скорейшаго отправления, объявили в губернскую канцелярию конечно от публикования в три дни, опасаясь за необъявление, кто оных имеет, а не объявит, штрафа по указам…» «Указ о высылке ко двору котов», 1745 год
Екатерина «Великая» кошек недолюбливала, однако без них было не обойтись. Императрица не только не изжила котов из Эрмитажа, но и придала им новый статус «охранников картинных галерей». Императрица повелела: «…разделить котов на комнатных и подворных, а чтобы число первых и вторых знать, поручить вести учет». В «комнатные» брали тех, что хорошо ловили мышей и при этом были хороши собой — в основном это были кошки породы русская голубая.
Хочется также отметить, что из исторического родового очерка рода «Врангелей» внук барона Егора Ермолаевича фон Врангеля, Великий русский искусствовед - истории барон Николай Николаевич Врангель, находясь на службе в «Эрмитаже» имел возможность от своей семьи рода «Врангелей» сделать родовой подарок «Эрмитажу» несколькими котами «Уральской длинношерстной» породы.
Коты до сих пор «работают» в «Эрмитаже» — не в выставочных залах, но во дворах и подвалах. У каждого кота есть ветеринарный паспорт, миска и корзинка для сна. В 2016 году британское издание «The Telegraph» включило Эрмитажных котов в список необычных достопримечательностей, которые обязательно нужно увидеть, если приезжаешь в Санкт-Петербург.
«Кошек всего 50, этот лимит я сам установил. Они живут во дворе и в подвалах. «Лишних» котов мы отдаем в хорошие руки. Они знают свои места обитания в подвалах, руководить ими не надо. У нас интервью и съемки по поводу котов не реже, чем про Рембрандта». «Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, «Литературная газета», 2014 год.
Миссия Фонда рода «Врангелей» — сохранить культурное наследие исторического и уникального русского рода «Врангелей», всецело создавая условия для сохранения Усадьбы «Торосово» и прилегающих к ней объектов культурного наследия. Сохранение памяти этого уникального рода, создание музейного направления и устойчивого туризма на национальном и международном уровнях.
Мы стремимся к тому, чтобы Усадьба «Торосово» и прилегающие к ней объекты культурного наследия, её природная территория с уникальным лиственным парком стали устойчивой экосистемой, развитие которой происходит с соблюдением туристического баланса, историко-культурных и научных интересов. Фонд рода «Врангелей» способствует тому, чтобы решения об управлении культурным наследием рода «Врангелей» на всех уровнях принимались с учетом привлекательности, историко-культурными, искусствоведческими и научно обоснованными долгосрочными прогнозами.
Задачей Фонда рода «Врангелей» является восстановление популяции «Уральских длинношерстных кошек». Архивные воспоминания и семейные мемуары барона Е. Е. фон Врангеля и членов его семьи и родства, указывают, что завезённые с Урала Е. Е. фон Врангелем «Уральские длинношерстные кошки» были предметом роскоши, жили в домах и имениях рода баронов «Врангелей», стали «служить» им, «преобразовались в их покровителей», а также на долгие времена, кошки барона Е. Е. фон Врангеля, служили в Эрмитаже, в домах крестьян и на городских рынках Санкт-Петербурга.
Президент фонда рода «Врангелей»
Валтер Везикко
Использовались материалы из очерка «Уральские длинношерстные кошки рода «Врангелей»